вторник, 18 сентября 2012 г.

Задачи на направление игры. Задача №1.

         Начинаем сезон задач на направление игры!
         Известно, что камни в Го - не просто средства для огораживания территории, а инструмент силы. Другими словами - камни в Го имеют каждый свою силу, которую следует НАПРАВЛЯТЬ в нужное русло. Именно это умение - направлять силу камней - и есть чувство направления игры, которое мы будет тренировать с помощью задач. Приступим!
        В данной задаче ход черных. Необходимо учесть все стоящие на доске камни и выбрать ход, правильный с точки зрения направления игры. Достаточно указать 1 ход Удачи!
         В комментариях оставляем свои рассуждения и возможные продолжения после своего ответа.


16 комментариев:

  1. Q15 - ломаем построение белых на правой стороне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. к сожалению, в q15 направление игры абсолютно не учтено - q15 это неприятное адзи для белых, абсолютно точно, НО! черные могут подмыть в будущем территорию белых с помощью S15, так что Q15 и не самый большой и не самый срочный ход.
      думаем дальше, и, напомню, следует учитывать все стоящие на доске камни

      Удалить
  2. Прежде чем дать ответ надо рассмотреть баланс сил.
    У чёрных довольно неплохие очки в верхнем правом углу + симари. Белые же практически не имеют надёжной территории, зато обладают внушительным влиянием с возможностью построения двукрылой конструкции от симари. В связи с этим чёрным надо это влияние погасить.
    Если не рассматривать всю доску, то чёрным хорошо бы сходить K17, но это медленный ход в данной позиции.
    При рассмотрении всей доски думаю, что D9 за чёрных будет хорошим ходом для выправления баланса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. позиция оценена правильно, но можно сыграть и лучше) D9 - все такой же медленный ход

      Удалить
  3. J3 L3 F3 E3 F4 C6, все тривиально. Дальше, наверно, K5 или S15.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. действительно, вариант слишком тривиальный - белые получили все что хотели, а черный толком ничего и не сделал) ищем дальше

      Удалить
  4. левый нижний угол просит походить в него :)
    F4 или С6

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. действительно, просит) и там очень большие очки) но с точки зрения направления игры - данное место не самое срочное)

      hint: надо что-то делать с строящейся большой зоной белых, ищем самый глубокий и самый гибкий ход

      Удалить
  5. ... а бывают ходы типа О5?
    Если не этот, то N4?...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. может быть и бывают)) оставим этот вопрос открытым еще на день)

      Удалить
  6. оукей, по мнению Такэо Кадзивары единственный правильный ход здесь О5. В зависимости от хода белых, черные могут выбрать N3 или Р3. Играя легко, черные смогут получить некоторую базу и либо полностью разорвать связь с камнем хоси и вылезти в центр, либо разрашить часть территории в углу и вылезти в центр.
    Следующая задача будет завтра-послезавтра и она будет являться продолжением этой =) так что рассмотрите подробнее ход О5 и вынесите оттуда как можно больше =)

    ОтветитьУдалить
  7. Кадзивара написал свою книжку треть века назад. За это время многое изменилось. Динерштейн как-то читал лекцию с примерами из книг (в т.ч. "Направление игры"), где топовые про спокойно играли варианты, которые в книгах назывались плохими, и выигрывали. Их ходы основываются не на сомнительных аксиомах типа "давать противнику мойо плохо", а на оценке позиции и глубочайшем расчете.
    По моему мнению, на Ч O5 белый однозначно ответит O4 P5 Q4 N5 M4, получая территорию по 4 линии и создавая перспективы на нижней стороне. Их перечисленных плюсов я вижу здесь только "вылезти в центр", все остальное - минусы.
    Ход J3 мне нравится намного больше, после J3 L3 F3 E3 F4 C6 черный имеет и возможность вторгнуться в оба белых угла, и погасить мойо ходами типа O5, Q9 или P10.

    ОтветитьУдалить
  8. Развернутые комменты, позволю себе "встрясть".
    О5 - ход, который имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. А именно - подвигнуть белых к получению территории. У черных очков немало, главное не пропустить развитие в центре.

    Хотя мне лично, О5 кажется излишне щедрым. Возможно, в практической игре я бы предпочел навалиться на верхний правый угол. Что то типа r12. (Этот ход тоже имеет свой психологический подтекст - как бы утверждает что черному уже хватает, предлагая белым позаботиться о своих очках.)

    Полагаю, что ход О5 попросту всплыл у меня в памяти, ибо я лет много тому назад просматривал эту книжку. :-)

    ОтветитьУдалить
  9. j3 хорош, но мне кажется, автор хотел показать, что О5 в данный момент срочнее, т.к. с Вамшим вариантом J3 черные получают не самую глазастую группу между двумя прочными группами белых, а следовательно, черным первым делом необходимо получить камни в этой области. Если, как и было предложено, белый ответит О4 и т.д. по варианту, то черный j3 будет очень сильным ходом. Но если белый ответит как-то иначе, то для черных возникнут и другие, возможно еще большие перспективы.

    Насчет топовых про - а ответьте на вопрос, кто лучше играл в го - современные игроки, или те, кто играл несколько тысяч лет назад?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В общем - современные игроки, благодаря накопленной базе знаний и коми. В частном - неизвестно, вполне может во тьме веков скрываться не один десяток Го Сейгенов, про которых просто никто не написал.
      Если же взять первый десяток современных про и устроить им турнир против первого десятка из любого момента прошлого, они с очень высокой вероятностью выиграют. Причины:
      1) более высокий уровень фусэки и дзёсэки. Едва ли не в каждом углу современный про может получить преимущество. Попытка сыграть с ним ту же лавину, хоть большую, хоть малую, не обернется ничем, кроме проблем. Сколько ни тужься, а десятки лет разработок и поиска вариантов в одиночку не пересилить. В дзёсэки с хоси тоже полно возможностей подловить оппонента, который этот пункт раньше видел только в форовых партиях
      2) лучшее понимание влияния и центра. Новые фусэки не зря считаются целой революцией в теории го
      3) привычка к равной (из-за коми), а потому напряженной с начала и до конца игре. В го без коми черный имеет изначальное преимущество, поэтому может играть пассивней, белый же просто вынужден оверплеить. Баланс достигался внеигровыми способами, например сериями партий, где одна сторона играла черными в 2/3 партий
      4) более серьезное отношение к йосэ. Вольная цитата из книги о Ли Чангхо: "До Ли Чангхо считалось, что победа в партии определяется в тюбане, поэтому к йосэ относились спустя рукава, просто доигрывали. Ли Чангхо же показал что серьезное отношение к этой стадии позволяет выигрывать многие партии, которые иначе были бы проиграны. Из-за него многие про начали намного тщательней тренировать свое йосэ."
      5) в целом более серьезное отношение к го. Одно дело, когда тебя зовут Хонимбо Сюсаку, и у тебя раз в месяц происходит игра с одним из 5 близких по уровню противников. Чем продвигать теорию го, тут уместней просто учесть индивидуальные особенности этой пятерки, и использовать их слабости. А вот при конкуренции с сотнями про по всему миру любая новая идея проходит жесточайшую проверку на практике. Есть сотни книг и задачников, есть сборники партий, лекции и даже ТВ канал о го. Сейчас намного лучшие условия для развития, чем даже 50 лет назад. И современные про обязаны ими пользоваться на всю катушку, иначе их сожрут
      6) умение пользоваться доступным временем. Древние игроки контролями не заморачивались и тянули партии неделями и месяцами. Современные с детства приучаются укладывать максимум расчетов в минимум времени. При этом даже в таких условиях считают порой совершенно зубодробительные варианты. В связи с этим вспоминаются истории, как современники Досаку и Сюсаку сливали партии за 50 ходов. При бесконечном времени, ага
      Отдельно замечу, это лично мое впечатление от современных партий, что уровень сабаки у нынешних про заметно выше. В старых партиях вторжение в мойо это целое приключение, никогда не знаешь, выживет вторженец или нет. Сейчас - каждый второй про вторгается и выживает не хуже Сакаты. В принципе это легко объяснить агрессивным стилем корейцев и китайцев. Они много дерутся, и естественно, становятся сильнее в драке и всех связанных с ней аспектах.

      Удалить
  10. пусть каждый останется при своем мнении - мне книга Кадзивары помогла очень сильно вырасти в фусеки, поэтому я склонен считать, что опыт игроков далекой древности, современных про, и игроков, "которые написали книгу треть века назад" (всего лишь) необходимо учитывать и использовать на полную, что из этого принесет больше пользы - неизвестно.

    ОтветитьУдалить