Как использовать психологические приемы в го?
В боксе есть такое выражение "попасть правой под правую". Это когда противник наносит удар правой, могучий, сильный, с весом всего тела, и попадает под встречный плотный правый. Обычно после этого товарищ впадает в глубокий гипнотический сон.
Нечто подобное существует и в игре Го. Будем считать джебом, или удар левой - это ход, сделанный из далекого просчет варианта.
Часто в Го эффект ступора у противника достигается за счет ухода в один из боковых вариантов в самый разгар боя. Представьте себе ситуацию, когда противники буквально упершись лбами друг в друга ведут суровую тактическую борьбу. И вдруг один из игроков делает ход, который мгновенно уходит из боя, переводя акцент на другие события.
В го я это называю "попасть справа по левому".
Смысл приема заключается в том, чтобы отправить противника искать варианты, а самому заниматься лишь оценкой весьма несложных вариантов (обычно "боковых"). Борьба здесь сводится к следующему противостоянию - один пытается заглянуть как можно дальше в своих расчетах, в попытках найти вариант, который противник не увидел, а его оппонент соответственно пытается грамотно пройти по тем ступенькам, которые ему оставляет первый, выбирая те, которые являются в его пользу.
Представим себе, один атакует группу, и существует прямая угроза ее жизни. Обычно, съедение группы означает конец партии. Поэтому атакуемый будет искать все возможности для выживания, тратя на это почти все отведенное время. Если атакующий игрок вовремя сообразит отказаться от атаки и переключиться на другую цель, то, скорее всего он будет иметь возможность пойти по этому варианту, потому как его сопернику попросту не до того чтобы этому противостоять - ему бы группу не отдать!.
Далее, атакуемый попал под новую атаку, и опять таки должен тратить все усилия для отражения непосредственной угрозы, предоставляя атакующему спокойно выждать момент для нового переключения.
В таком противостоянии самый мощный компьютер даст сбой, не выдержав соперничества с неисчерпаемостью возможностей правого полушария по производству общих заключений.
Идти по "боковым" вариантам можно, если они заведомо в вашу пользу.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Мне кажется, что отвелчение внимания на какой-то объект - общий стратегический принцип использования психологического всоприятия. Ум сразу цепляется за что-то и теряет баланс внимания (мне бы группу не потерять) - типичная особенность описанная например в буддизме (где цепляние, привязанности ума основной источник всех проблем человека(. Только равновесный ум в состоянии удержать всю доску целиком в восприятии. А вывести из равновесия ум легко любой эмоцией, удивлением итп.
ОтветитьУдалитьсори за опечатки, конечно же
ОтветитьУдалитьотвлечение внимания и
психологического восприятия
Баланс внимания - это что такое? Баланс - это равновесие. А баланс внимания это между чем и чем?
ОтветитьУдалитьЧто значит равновесный ум? И почему ум, находящийся в крайне неравновесном состоянии не может удержать доску целиком? Имеет ли равновесный ум Ли Чангхо, который играет в го в состоянии крайнего напряжения и сосредоточения?
Что же касаемо удивления и небанальности. Занудный человек не интересен в силу своей предсказуемости. Бывает занудный стиль го. Это игра, основанная на обычных, банальных, ожидаемых ходах. Не всегда занудный стиль свидетельство слабости игры. (Например, занудно играет Гу Ли. И еще Тё У.) Это скорее характер игрока.
Но среди сильнейших мастеров мира намного чаще встречаются мастера с фантазией - Ли Седоль, Кун Джи, Чанг Хао, Чо Чикун, Кобаяси Коити, Фудзисава Сюко, Го Сейген и т.д. (К занудам я бы отнес Такагаву Сюкаку, ранний Чо Чикун, ранний Кобаяси Коити.) Впрочем, "зануда" в данном случае это термин, а не характеристика моего отношения к этим великим игрокам.
Баланс между объектами, которыми мы воспринимаем. Ум имеет предвзятое на опыте и своих оценках (убеждениях, ожиданий итд) восприятие, которое фокусируется на то, что по по его мнению представляет большую ценность и избегает того в чем эту ценность он не видит.
ОтветитьУдалитьВ буддизме, как мне кажется, именно это называется страстное влечение к приятному (рага, лобха) и отвращение всего неприятного (доса), хорошо закрепляемое в нем повторами ощущений на уровне психики.
Безоценочное видение, без добавления к воспринимаемому своего отношения позволяет удержать ум в равновесии не следуя этим привычным стремлениям ума.
В буддизме это скорее всего упекха (беспристрастность,невозмутимость) ума.
Это и есть равновесный ум. Способов вхождения в него много, чаще всего практики увеличивающие осознавание настоящего момента таким, какой он есть без этих оценок (это собственно называется випассана - видение реальности такой, какая она есть).
В этом состоянии нет крайнего напряжения и сосредоточения, внимание в нем скорее всего просто естественно и ясно видит цельную картинку.
Разница между буддизмом и профессиональным го, "рукой Бога" тут только в том, что в буддизме учат в этом состоянии открывать в себе любовь и сострадание ко всем живым существам.
Поэтому го для меня во многом тренажер осознанности своего внимания и равновесности ума.
Сказанное не означает, что все стремятс к этому. Скорее всего это происходит на профессиональном уровне естественным путем.
Попробуем продолжить тему.
ОтветитьУдалить"Ум имеет предвзятое на опыте и своих оценках..." У ума ничего больше нет, кроме оценок, убеждений и ожиданий, основанных на опыте. И быть не может. Оценки, убеждения, ожидания меняются в соответствии с новым опытом.
Мне не очень понятно, почему "страстное влечение к приятному" и "отвращение всего неприятного" необходимо закреплять дополнительными упражнениями? (Причем обязательно буддистскими.) Разве это не естественно для любого нормального человека?
"Равновесный ум" в терминах буддизма я приемлю. Медитативные практики, суть которых уметь забыть про чувства, имеют в настоящее время большое практическое значение. Их можно привлекать в го. (Лет 25 назад я выиграл один турнир "без расчета вариантов", исключительно на созерцании позиции. Партии заканчивались все как под копирку - противники долго считали где меня поймать, а затем сыпались на несложных ошибках).
Профессионалы в го отличаются от любителей объемом выполняемой работы. Этой работы они делают больше на порядок - другой. На мой взгляд, при этом они применяют методики "ненагрузочного" мышления, позволяющие дозировать нагрузку, распределять ее по длине всей партии. Это можно назвать буддистскими приемами, но, мне кажется, эта техника сильно продвинулась с времен тех давних, как и вся наука психология.
За сим, опус заканчиваю, ибо непристало мне рассуждать о том, что мне не ведомо...