понедельник, 12 декабря 2011 г.

Го на Камчатке.

Окраина России, настоящий край света, прекрасное романтическое место.

И здесь есть свои любители го. Знакомьтесь - Кирилл, компьютерщик, в го играет в силу примерно 2 - 3к КГС.

Снимок сделан на  вершине сопки, в окрестности горы Сельдевой, 719м.


Сичо и профессионалы.

Так ли просто просчитать сичо? Оказывается нет. В партиях профессионалов тоже случаются такие оказии. Эту партию О Мейен, который играл белыми, хотел бы забыть, но она осталась в истории.
Последний ход  отмечен на диаграмме.
Трудно предположить, что партия уже закончилась из за грубой  ошибки белых.
В партиях профессионалов бывали самые разные ситуации, даже зевки в один ход. Но каждый такой промах остается в истории как событие чрезвычайно редкое.
Вот и этот промах, безусловно относится к такому случаю.




После нескольких ходов становится понятным каким образом возникает сичо на этой диаграмме.
Удивительным является то, что в этом сичо один из атакующих камней находится в атари, само сичо направляется на кучу белых камней, и при этом сичо работает!
Нет ничего удивительного в том, что О Мейен промахнулся, такие варианты даже в голову не придет никому считать. Партия осталась в истории как пример того, что надо  в любой ситуации пытаться просчитать самые неожиданные варианты, возможно именно за ними кроется победа.

Детские турниры в Марьино.

Проводятся каждую субботу. Обычно разыгрываются шуточные и не совсем шуточные призы. В одном из последних турниров победу одержал Красновский Артем (с кубком в центре). В младшей группе победил Хмелев Макир (в черном свитере с грамотой).
Обычно турнир в старшей группе проводится на доске 19х19, в младшей на доске 13х13. В этом турнире в старшей группе участвовало 7 человек.

Параллельно проводятся турниры среди совсем взрослых. Среди победителей этого турнира - Кирилл Барабанов, Артеменко Слава, Фокина Саша. Последнее соревнование среди взрослых выиграл Антонов Коля. Состав был сильным - Ханипов Тимур, Миргасимов Алмаз, и другие, отчасти обьяснение этому успеху система проведения.

Присоединиться к нашему турниру можно через интернет, в клубе несколько компьютеров, сервер - КГС.

Поздравляю победителей и призеров "Лиги МАРЬИНО"!

воскресенье, 11 декабря 2011 г.

Задача для мастеров.

Задачи - это очень важная часть тренинга. Все профессионалы любят решать задачи. Перед вами задачи из книги Ли Чангхо. Мне кажется, что игрок уровня 5-10 кю решит эту задачу имею перед собой доску за 5 - 15 минут. Попробуйте Вы, и напишите свои данные - уровень игры, время решения. Спасибо!

суббота, 10 декабря 2011 г.

Секреты старого мастера.

Рассмотрим эту позицию, которая возникла в одной из моих партий на tygem.com сервере. Играл против корейца 6 дана. После партии удалось пообщаться с 9 даном любителем, впрочем очень сильным, который мне осветил некоторые возможности сервера.
И между прочим показал новую джосеки, которую я до сих пор не знал.
 В этой позиции был мой ход, я играл черными. Ход 1 напрашивался, хочется побыстрее построить стенку, которая бы смотрела на камень, который стоит на середине правой стороны. В этой позиции есть два хода А или В, которые стоит рассмотреть. Профессионалы не любят играть ноби А, предпочитая осае В. В случае, если осае по каким то соображениям играть нельзя, совсем не играют цуке 1.
Из общих соображений я сыграл А. Партию в итоге выиграть удалось, но к рассматриваемому варианту это имеет мало отношения.
 Какого же было мое удивление, когда в комментариях к партии кореец сообщил, что в данной позиции следовало сыграть нидан банэ 1. (Нидан банэ - двойное хане, ханэ - ход не голову.) В партиях новичков такой ход встретишь очень часто. Я его до сих пор трактовал как ошибку. Обоснование такое - две слабости, в непосредственной близости друг от друга. Оказывается с точки зрения сильного игрока, есть позиции, в которых надо играть только так. :-)
 Возможный вариант развития события таков. Как бы белые не сыграли в углу, позиция черных будет неплоха. Здесь немало вариантов, и возможности их рассмотрения нет. Общее положение, если белые получают угол с очками, черные получат значительное внешнее влияние.
Век живи, век учись!  ;-)



четверг, 8 декабря 2011 г.

***

Вун Сунджин - обладатель кубка Самсунг.

В финале был обыгран не кто иной как Гу Ли. Надо сказать, что Если от Гу Ли очередного успеха его почитатели давно устали ждать, то от Вун Сунджи такого вобще никто не ждал. Вун - кореец, очень крепкий игрок, давно находящийся в числе лучших игроков Кореи (примерно на 5-10 местах). Он достаточно силен, чтобы против него все настраивались как на серьезного игрока, но недостаточно для того, чтобы выиграть крупный турнир. Побед на турнирах у него совсем немного.
В этом матче до 2 побед, казалось бы перевес должен быть на стороне Гу Ли. Обычно мастер Гу очень редко проигрывает две партии одному и тому же противнику. Но в данном случае сказалось, что он все таки находится не в самой лучшей своей форме. Он уже не так безгрешен как во внутрикитайских турнирах, так и международных. Возможно, пик его игры уже миновал, и он не будет как 5 лет назад доминировать над всеми.
Вун удивительно легко выиграл финальную партию противостояния. В заключительной позиции перевес его составлял около 7 очков, когда Гу Ли сдался.
Могу ошибиться, но мне кажется, что Вун очень и очень не скоро выиграет следующий турнир. Эта победа в какой-то мере стечение обстоятельств.
С этой победой корейцы сделали заметный шаг, чтобы отодвинуть "китайскую угрозу", и вернуть себе неофициальное звание державы по го номер один в мире.
Партию можно посмотреть здесь:   http://gokifu.com

вторник, 6 декабря 2011 г.

Го и память

Сегодня провел тест как связана го память с уровнем игры.
Суть эксперимента.
Группе детишек дается начало партии профессионалов (20 ходов). На выходе надо воспроизвести партию. У кого быстрее и точнее это получится?
Не буду говорить конкретно по именам, скажу лишь  общий вывод.

Го память напрямую не связана с уровнем игры.
Го память как то связана с обучаемостью.

Если память хорошая, то обучение проходит легче и быстрее. С другой стороны, хорошая память на ходы не гарантирует высокого уровня игры. К этому стоит приложить еще как минимум усердие, коее у каждого из детишек свое....

Результат данного эксперимента для меня явился некоторой неожиданностью, буду думать, какие  еще эксперименты можно проводить?.....

понедельник, 5 декабря 2011 г.

Секреты старого мастера.

На турнире "Командный чемпионат Москвы" посмотрел сыгранные партии. Одна из позиций, встретившихся там, мне показалась любопытной.
Очень часто в партиях возникает смутное ощущение, что противник сыграл неправильно, но найти конкретный вариант опровержения не удается. Затаивается мысль "потом посмотрю", но в повседневной суете она отходит на задний план, и вовсе забывается. А потом позиция возникает снова...
Белые сыграли двойное какари против хоси, при наличии камней по стороне 5 и 7. Правильный ли это ход? Посмотрите партии профи, такого хода вы не найдете.
Доказать неверность этого плана совсем непросто.
Если белые не сыграли в сан-сан, значит черным надо играть туда! Сейчас уже непросто белым вытягивать две группы, которые не могут между собой никак соединиться.

Возможный вариант выглядит так. Здесь у белых большие проблемы. Черные камни в углу стоят как неприступная скала, о которую разбивается волна белых камней.
Корректный вариант игры за белых выглядит так...

Таких маленьких секретов у мастера всегда найдется в избытке, и чтобы их разузнать, надо иногда встречаться с мастером для неторопливой беседы о го...

воскресенье, 4 декабря 2011 г.

Командный чемпионат Москвы

Сегодня завершился этот турнир. Мне удалось выставить две команды, одну взрослую, другую детскую. Выступили мы нормально, вполне достойно для уровня тех, кто сел за доски. Я остался доволен результатами обеих команд. Разумеется, после первых двух турниров, когда наши команды занимали первые места, можно было бы ожидать большего, но и так хорошо.
На турнире было много команд, наша расположилась в середине.
Приятно когда ученики зарабатывают медали, грамоты, кубки, и если этого не удалось нам, то это с успехом удалось МГУ-1, в составе которой выступили два в прошлом активных члена Го-клуба "Марьино" Ханипов  Тимур и Миргасимов Алмаз (на фото соответствено слева и справа).
Через фото можно выйти на коротки альбом по событию.
Будем ждать новых турниров.


суббота, 3 декабря 2011 г.

Го терапия

Может ли игра го быть лекарством? В принципе, лекарством может быть все, что приносит людям хоть какую то пользу. Этот ответ тривиален. А вот можно ли порекомендовать лечиться игрой го от каких то болезней? И если да, то от каких?

Правильный ответ на этот вопрос могут дать профессиональные психологи, которые каждый день сталкиваются с массой людских проблем, и задача которых просто помочь человеку. Любой ценой.
Игра го, в первую очередь обращена на внутренний мир человека. Поэтому показана она может тем, у кого есть проблемы в этой сфере. Сейчас настоящим бедствием стала компьютерная зависимость детей. Оттащить ребенка от  экрана становится проблемой непосильной для родителей. Совсем плохо, если ребенок увлекся (погрузился) миром компьютерных онлайн игрушек. Компьютерные игры это на сегодняшний день единственное известное мне поле деятельности, в котором любой человек находит "понимание" и востребованность почти всех своих интеллектуальных способностей. Не важно, умен человек или не очень, хорошо он играет в игру, или нет, ему будет интересно. Именно востребованность, иллюзия успешности, в сочетании с условными ценностями, которые могут заменить реальные, делает компьютерную игру разновидностью наркотика.
Игра го может быть показана такого рода больным людям, как средство замещения. "Компьютерщиков" легко можно определить, если они приходят играть в го. Обычно у них очень быстрая реакция. Им трудно "зафиксировать" себя, заставить сосредоточиться на какой-то задаче.  Если с ребенком приходится заниматься работой над вниманием, если у ребенка "ход не держится в руке", то скорее всего мы имеем дело с "компьютерщиком".

Игра го отличается  от компьютерных игр тем, что она не азартная. Т.е. эта игра с полностью открытой информацией. Здесь нет необходимости "угадывания", нет случайности как элемента игры. Как следствие, психологически, изучение игры го совпадает с изучением многих других областей скажем, науки (математика, физика), или искусства (музыка, живопись).
Отсутствие механизма "азарта", отсутствие случайности выводит игру из списка "опасных". Рано или поздно человек достигает своей границы компетентности в го, и в дальнейшем он может контролировать свое отношение к этому занятию..

четверг, 1 декабря 2011 г.

вторник, 25 октября 2011 г.

Как пользоваться файлами уроков?

Как правильно пользоваться предыдущим сообщением?

Эти файлы изготовлены редактором sgf  (программа cgoban).
Для использования этого урока делаем следующее:
- открываем блокнот на своем компьютере;
- выделяем текст урока (не пропустить начальные и конечные символы) - 
мышка + cntr;
- копируем текст сообщения в блокнот (cntr+с - захват, cntr+v - вставка);
- текст в блокноте сохраняем как sgf (для этого при сохранении файла в блокноте в параметре "Тип файла" выбираем все файлы (например urok01.sgf).
- далее открываем файл редактором cgoban (главное окно, редактировать файл, название файла).

Урок - ханэ или ноби? (Для 10 - 15к)


(;GM[1]FF[4]CA[UTF-8]AP[CGoban:3]ST[2]
RU[Japanese]SZ[13]KM[0.00]

(;AW[hf][hg]AB[gf][gg]LB[gh:A][hh:B]C[Хане и ноби.
Ход черных.
ноби - удлиннение стенкой (ход А) (обычно ноби играется "наружу", часто в направление центра). Ход защитный.
Ханэ - активное продолжение - имеющее цель обеспечить перевес во влиянии. (Ход В). Ханэ отбирает степени свободы у противника, но при этом создает у себя слабости.
Иногда надо играть ноби, иногда ханэ. ])
(;AW[kc][kd]AB[jc][jd]LB[jc:2][kc:1][kd:3]C[Позиция взята из джосеки, белые вторглись под камень черных в хоси (К10).
Как отвечать черным, ноби или ханэ?
]
;LB[je:A][ke:B]C[выберите за черных ход.]
;
;B[ke]
;W[le]
;B[kf]C[Это правильное продолжение.
])
(;AW[jd]AB[kc][kd]C[Ход белых.
Белым хотелось бы развиться в напрвлении центра. Как лучше это сделать?]
;LB[je:A][ke:B]C[выберите ход за белых.]
;B[]
(;W[je]C[В данном случае этот ход является  джосеки - правильный ответ.
])
(;W[ke]
;B[je]C[Так играть нельзя.]))
(;AW[kc][je][ke]AB[jf][kf][kk]TR[je][ke][jf][kf]C[В отмеченном треугольниками месте идет борьба стенок. Как лучше всего двигаться черным, ноби или ханэ?]
;LB[ie:A][if:B]
;B[if]C[В данном случае ноби будет безупречно работать. У черных есть перевес по доске, поэтому лучше сыграть надежно.])
(;AW[ic][cd][hd][ck]AB[id][kd][ki][jk]LB[hd:2][id:1]C[Позиция взята из реальной партии.
В ответ на цукэ 1 (цукэ - ход вплотную к камню противника) белые сыграли ханэ 2 (ханэ - ход на голову).

Как играть черным?
Возможные варианты еще одно ханэ, или ноби.
]
;LB[he:A][ie:B]C[выбрать из вариантов.]
;B[ie]C[это правильный ответ.])
(;AW[ic][kd][jg][kh]AB[jf][kf]LB[jf:2][jg:1]C[Как в этой позиции продолжать атаковать белым, через ханэ, или простое ноби?]
;LB[if:A][ig:B]
;B[]
(;W[if]C[В данном случае надо атаковать жестко, не боясь разрезания в J7. Если сыграть пассивно черные убегут без проблем.]
;B[ie]
;W[he]C[Черные в очень большом затруднении.
Данный ход белых является "нидан банэ тессудзи", и он исключение из правила - "нельзя делать несколько слабостей в одном месте".])
(;W[ig]
;B[jd]
;W[jc]
;B[he]C[У черных хорошая форма.]))
(;AW[cc][ec][fc]AB[ed][fd][ce]C[Ход черных. Иедт борьба стенок вдоль верхней стороны.
Как нарастить стенку черным, через ханэ, или ноби?]
;LB[gc:A][gd:B]
(;B[gd]C[Правильный ответ - ноби.
Ханэ в данном варианте слишком опасно.])
(;B[gc]C[ханэ - рискованно.]
;W[gd]
;B[hc]
;W[hd]C[черные имеют много слабостей.]))
(;AW[kc][kd][le][lf]AB[jc][jd][ke][kf]LB[le:1][kf:2][lf:3]C[Как продолжить игру черным в этом месте?]
;LB[kg:A][lg:B]C[А - это ноби, В - ханэ.]
;B[kg]C[Правильный ответ - ноби.
В данном случае это место имеет свое название "ханэ на вторую линию".
Правило гласит - ханэ сверху на вторую линию опасно!])
(;AW[fb][gb][dc][cd]AB[gc][fd][kd]LB[gb:1]C[белые прорываются во владения черных. Как их останавливать?
]
;LB[hb:A][hc:B]
(;B[hc]C[Правильно проявить терпение. Спокойно удлиниться ноби.])
(;B[hb]C[Это - ханэ на вторую линию.]
;W[hc]C[В данном случае у черных большие проблемы.
]))
(;AW[jb][kb][ec][hc]AB[kc][jd][kf]LB[kb:1]C[белые сыграли в отмеченный пункт. Как ответить лучше ханэ или ноби?]
;LB[lb:A][lc:B]
;B[lb]C[В данном случае ханэ - правильный ответ. Хотя это и вторая линия. Наличие края доски надежно защищает появляющуюся слабость.])
(;AW[bi][bj][bl][cl]AB[ci][cj][dk][dl]C[Ход белых.
Как им развиваться угловой группой?
(Найдите ханэ и ноби).]
;LB[bh:A][ch:B]C[Отмеченные пункты - кандидаты на правильный ход.]
;B[]
;W[ch]C[правильный ответ ханэ.
Правило гласит "ханэ со второй на третью линию безопасно".])
(;AW[jk][kk][lk][hl]AB[ij][jj][kj][hk]LB[hk:2][hl:1]C[Черные "придавили" прыжок белых.
Как ответить белым?
(Найти ноби и ханэ, выбрать из них правильный ход).
]
;LB[gk:A][gl:B]C[А - ханэ, В - ноби.
]
;
;B[]
(;W[gk]C[Правильный ответ.
Этот ход в полной мере использует правило ханэ со второй на третью линию безопасно.
Несмотря на слабости в построении белых их стенка отлично работает.

])
(;W[gl]
;B[fk]C[Ход ноби в данном случае был бы немного пассивен.]))
(;AW[kc][kd][le][lf]AB[jc][jd][ke][kf][kg]C[Ход белых. Оформляем границу  между группами на верхней стороне. Как лучше сыграть белым ханэ или ноби?
]
;LB[jb:A][kb:B]
;B[]
(;W[jb]C[Это правильный ответ.Слабость на L12 значения не имеет.])
(;W[kb]
;B[jb]C[Это было бы пассивно.]))
(;AW[jb][kc][kd][le][lf]AB[jc][jd][ke][kf][kg]C[Правильный ответ черных здесь....
(ханэ или ноби).]
;LB[ib:A][ic:B]C[А - ханэ,
В - ноби.]
(;B[ib]LB[kb:A]C[Только ханэ!
В этом месте можно потерять очень много если не сыграть ханэ.
В данном случае это и блокирует белых от распространения в территорию черных, и создает слабость на поле А.
]
;W[kb]
;B[hc]C[Это - джосеки.])
(;B[ic]C[Это очень плохой ход.
Ход, который демонстрирует отсутствие всякого вкуса го у игрока.
Этот ход (если игрок его сознательно выбирает) проиграет не одну партию!]
;W[ib]
(;B[hb]
;W[hc]C[Партия проиграна.])
(;B[hc]
;W[hb]
;B[gb]
;W[gc]C[У черных очень плохо.]))))

среда, 19 октября 2011 г.

Учимся играть в го. Первый шаг.

Обычно, тот кто начинает играть в го, узнает об игре от кого-то. Часто вместе с описанием привлекательности игры даются сведения о том что из себя игра представляет.
Мы предполагаем, что человек, который хочет научиться играть в го знает об игре следующее:
что это настольная стратегическая игра (не путает игру с нардами, настольным хоккеем, с современными карточными играми типа мейджик.);
что в нее играют камнями черного и белого цветов, что камни ставятся по очереди на пересечение линий;
что в игре можно захватывать камни противника - для этого необходимо его окружить;
что выигрывает тот, у кого в конце оказадось больше очков, которые складываются из территории и сьеденных камней.
Пожалуй, все. Теперь как научиться игре?
Следующий шаг (с моей точки зрения) закачать игру igowin. Она довольно легко находится в интернете.
Далее выходим на сервер решения задач goproblems.com
Этот ресурс будет сопровождать желающего вырасти в го весьма длительное время, здесь есть задачки на любой уровень.
Обязательно надо установить на своем компе cgoban - клиентская программа для игры в онлайне на сервере gokgs.com
Серверов для игры в онлайне в го много, указанный выше является, пожалуй, самым удобным для использования.
Для того, чтобы удобнее контактировать в сети (в том числе и с преподавателем) имеет смысл установить skype.
Обязательно надо найти вокруг себя единомышленников. Хотя бы одного. Это полезно для повышения значимости занятий.
Очень полезен рядом сильный игрок. Очень часто, особенно в первое время появляются вопросы, которые быстрее всего узнать у того, кто находится рядом.

Я планирую здесь вести офлайн уроки для тех, кто пока только только начинает делать первые шаги.

Удачи в постижении этой древней игры!

вторник, 18 октября 2011 г.

Зуев Даниил - чемпион Москвы.

Поздравляю Даниила!
В последний год он неплохо поработал, и сейчас по праву является лидером юношеского го Москвы.
У него есть все шансы вырасти крепким игроком го.
Будем штурмовать новые вершины!

На турнире очень хорошо выступили Колоколов Родион и Иванов Максим. Оба не проиграли ни одной партии.

Также неплохо выступил Красновский Артем 3 из 5.

Немного сплоховал Антонов, но на то есть уважительная причина - он выдал прекрасную серию турниров, и спад рано или поздно должен был наступить.

Поздравляю ребят, будем ждать новых выступлений.

пятница, 14 октября 2011 г.

Ухокраснеющий ход.

Пожалуй самый знаменитый ход в истории го был сделан в 1849 г в Осака Сюсаку Хонинбо в партии против Генан Инсеки. В то время молодей, семнадцатилетний мастер играл с опытным бойцом, одним из сильнейших игроков своего времени, претендентом на Годокоро. Сюсаку играл черными. В начальной стадии Генан получил хорошее развитие, из за домашней заготовки в тайси джосеки. Однако в середине игры, Сюсаку сделал ход, который круто изменил течение партии. У Генана Инсеки покраснели от напряжения уши. В итоге Сюсаку Хонинбо победил 2 очка. А 127 ход черных навсегда вошел в историю игры го, и стал самым известным в ее истории.

четверг, 13 октября 2011 г.

Партия дня с Барабановым


Кирилл Барабанов, давний член Клуба, недавно стал 1 даном.
Поздравляем Кирилла, публикуем партию с его участием, в которой он уверенно разобрался со 2 даном.

<embed bgcolor="CC6633" flashvars="nav=CC6600&amp;bg=ffcc66&amp;url=Go1.sgf" height="400" pluginspage="http://www.macromedia.com/go/getflashplayer" src="http://sites.google.com/site/oro345/goswf.swf" type="application/x-shockwave-flash" width="300"></embed>

среда, 31 августа 2011 г.

Сахабутдинова Ляйсан, 9 лет, 13 кю.


Ляйсан начала заниматься го в возрасте восьми лет в марте 2011 года.

В апреле этого же года, по истечении месяца обучения, она приняла участие как новичок в Всероссийском Молодежном Фестивале Го (г. Москва). На том турнире Ляйсан была самым настоящим новичком из новичков и ей не удалось показать достойные результаты. В то время она еще училась сражаться с простенькой программой игры в Го для новичков igowin.

В июне месяце 2011 года она приняла участие в XIV Российском Го-Конгресс в г. С.-Петербург. На этом турнире ей удалось выступить вполне достойно, там она уже выиграла три партии из пяти и среди игроков, которые капитулировали перед ней, были и взрослые люди.

В августе месяце 2011 Ляйсан приняла участие в международном турнире «Одесса золотая». Там она заняла первое место среди девочек до 12 лет и второе место среди девушек до 18 лет, выиграв три партии из пяти возможных. Две последние партии на этом турнире она выиграла с перевесом в 1.5 очка у игроков превышающих ее по классу игры.

Ляйсан один из немногих моих учеников, которые обучаются игре в Го удаленно через интернет.

понедельник, 29 августа 2011 г.

Занятия в Го-клубе Марьино.

Приглашаю детей в возрасте от 7 до 15 лет в Московский Городской Дворец Творчества Детей и Молодежи "Марьино" в го-клуб.Занятия проводятся по расписанию: вторник, среда, четверг, пятница, с 16:00  до  20:00, и в субботу с 12:00 до 20:00.

Занятия проводятся бесплатно.

Обращаться по телефону: 8-916-8411935, Рустам Мизхатович - руководитель клуба.

Игра го развивает логику, усидчивость и внимание, учит принимать решения, способствует расширению кругозора.

Для желающих проводятся дополнительные индивидуальные занятия на платной основе.