четверг, 14 февраля 2013 г.

Го и технология НЛП

Что такое игра го, на этом блоге прояснять не надо, а вот что такое НЛП (нейро-лингвистическое программирование) рассказать стоит.

Когда-то давным давно Гриндер озадачился вопросом, существуют ли стандартные техники внушения и гипноза, и можно ли этому обучить рядового человека? В результате наблюдений за несколькими успешными психиаторами (в частности Милтон Эриксон)  и переработки полученных материалов, появилась методика внушения, которая имеет вид универсальных постулатов, и может применяться, по мнению создателей, почти любым разумным человеком.

В настоящий момент технология НЛП является едва ли не базовым атрибутом для менеджеров всех уровней.
Проще говоря  НЛП - это внушение. Внушение собеседнику мыслей  в состоянии бодрствования.

С моей точки зрения приведенный ролик по использования техники НЛП является гениальной  иллюстрацией сущности НЛП. Ролик на английском языке. Содержание его следующее. Двое приятелей, один снимает на камеру, другой собственно участник внушения, оператор НЛП, гипнотизер, решают разыграть полицейских. Вначале они проезжают с большой скоростью рядом с ними, далее вызывают погоню, далее на этапе выяснения отношений и следует НЛП сессия (или попросту внушение). При многократном просмотре ролика видно что является воздействующим фактором на полицейского - слова и жесты. Результат - полицейский забывает зачем он собственно остановил машину, и отпускает нарушителей восвояси.

Как соотносится го и НЛП?
Мне представляется что сильный игрок го потенциально (или реально) является мастером НЛП. Зачастую не осознавая этого факта. Полагаю, что во время партии игроки обмениваются между собой сигналами, которые можно трактовать как сигналы НЛП.
Другими словами, игра Го - будучи объектом весьма сложной структуры, весьма многоплановым, имеет в одной из своей грани область пересечения с НЛП.
Попробую раскрыть этот тезис.
Игра Го весьма прилично "прокачивает" человеку левое полушарие. Именно в этом полушарии находится логика. Самая сложная часть игры Го - расчет вариантов тренирует способность левого полушария сохранять работоспособность на протяжении длительного времени. Это очень важно для оператора НЛП.
В процессе выбора хода игрок постоянно анализирует свои ощущения (и сознательно и бессознательно). Как результат игрок имеет набор грубых, приблизительных оценок позиции, на основании которых принимается решение о постановке задачи в конкретной позиции. Игрок отвечает на вопрос, чего хотеть в данной позиции, какую цель необходимо преследовать? Именно этим занимается оператор НЛП в разговоре с собеседником. В приведенном ниже ролике, видно, что решения принимаются мгновенно, и ответная реакция носит характер спонтанный.

У игроков Го сильной стороной является речь. Даже дети, будучи не сильно продвинутыми в технике Го, но позанимавшиеся Го какое-то время начинают намного лучше своих приятелей формулировать мысли, и выстраивать фразы. Нормальный игрок Го не путается в мыслях, и в разговоре будет договаривать предложение до точки. Это базовая техника НЛП. Разумеется, это не есть сам метод, но без этого дальше двигаться нет смысла.
Речь в НЛП по значимости занимает 80-90%.

Игрок Го будучи постоянно в состоянии противоборства (интеллектуальное противоборство) привыкает к тому, что общение есть борьба. Его задача найти путь, в котором он ориентируется лучше противника, "обеспечить" своему противнику область, где он может совершить ошибку. Важным средством борьбы является понятие "основной вариант" и "побочный вариант". Сильный игрок не упустит случая отправить противника искать счастья в побочных вариантах. Основной вариант это вариант который происходит при грубой оценке позиции. На каждом этапе расчета отсекаются (интуитивно) те ветки, которые кажутся побочными, максимально далеко рассчитывается путь, который возникает при наиболее принципиальных ответах. Этот подход вполне соответствует в НЛП технологии понятию"индуктор - приемник", или "ведущий-ведомый".

Очень мощно выглядит у сильных игроков Го влияние на противника в йосе. Гениальность Ли Чангхо в йосе во многом кроется в его искусстве подавлять волю противника грамотно используя сенте и готе. В сложных (худших) для себя позициях Ли Чангхо находит способы усложнить игру, изматывая интеллектуально противника. Часто встречающийся прием - найти ход на который существует множество вариантов ответа, но каждый из вариантов неизбежно приведет к росту объема вычислительной работы.

Для НЛП практика часто внушение основано на утомлении логического аппарата собеседника. Например, изрыгается некий словесный поток, приблизительно имеющий какой-то смысл, который собеседник не успевает "переварить". Некоторое время, проведенное в таком состоянии "приемником" потребует релаксации в виде покоя, или по другому говоря - транса.

Не будучи сильным НЛП оператором, автор лишь коснулся заявленной темы. Уверен, у любого гошника в загашнике найдется байка  о том, гипноз в го не только существует, но даже и наоборот - игры Го не существует без гипноза...